Тобулбаев А. А. Обобщение опыта по теме: «Формирование сознательного отношения к воинской службе через профориентацию учащихся»

    Актуальность темы

Формирование сознательного отношения к воинской службе в школах Казахстана является важным направлением патриотического воспитания молодежи. Это способствует не только подготовке к военной службе, но и формированию у учащихся гражданской ответственности, дисциплины, уважения к государству и его институтам.

 Основные направления работы

1. Военно-патриотическое воспитание. Проведение уроков мужества, встречи с ветеранами и военнослужащими. Организация экскурсий в воинские части, музеи боевой славы. Проведение школьных военно-спортивных игр, конкурсов и квестов.

2. Профориентационная работа.  Ознакомление учащихся с военными профессиями через профориентационные уроки. Сотрудничество с военными учебными заведениями (КНБ, военные институты, академии). Организация встреч с представителями военных комиссариатов, вузов и колледжей, готовящих специалистов для армии.

3. Дополнительное образование. Развитие системы кадетских классов и специализированных школ (кадетские корпуса, военно-технические колледжи). Внедрение дисциплин по основам военной подготовки и безопасности. Развитие юнармейского движения и молодежных военно-патриотических клубов.

4. Физическая подготовка и дисциплина. Развитие нормативов ГТО (готов к труду и обороне). Организация учебных сборов с элементами начальной военной и технологической подготовки. Акцент на развитие лидерских качеств, командной работы и стрессоустойчивости.

    Очень важно с первых дней начальной военной и технологической подготовки стимулировать работу сознания, чувств и практическую деятельность учащихся таким образом, чтобы у них складывалось осознанное стремление, высокий интерес к освоению данного предмета, приобретению знаний, умений и навыков, необходимых на предстоящей им военной службе.

Не менее важно, я считаю, чтобы старшеклассники научились и привыкли сами находить нужные для военной службы знания, сочетать патриотическое сознание с патриотической деятельностью, не допуская разрыва между ними, стремились, кроме освоения программы по начальной военной и технологической подготовке, приобретать навыки и умения по физической культуре, военно- прикладным видам спорта, участвовать в военно- спортивных играх.

И одним из обязательных предметов в школе является начальная военная и технологическая подготовка, которая должна быть стержнем комплексного воспитания учащихся. Этот предмет обязан выработать силу, волю, сдержанность, сообразительность, дисциплину и самое главное патриотов, любящих своё Отечество.

Одной из важнейших задач государства — военно- патриотическое воспитание молодёжи, в основе которого лежит подготовка молодых людей страны к службе в ВС РК, воспитание любви к армии, формирование высокого чувства гордости за принадлежность к Казахстану, постоянной готовности к защите Родины.

Каким должен быть выпускник школы, будущий защитник Отечества?

Это должен быть высокообразованный, физически развитый молодой человек, обладающий высокими моральными принципами.

Военно-патриотическое воспитание должно способствовать лучшему владению выпускниками школ военным делом, средствами, способами защиты в чрезвычайных ситуациях, выработки норм поведения, трудовой, физической и военно- профессиональной готовности к безупречному несению службы в рядах ВС РК. Работая в данной школе 3-ый год, я использую методику преподавания НВиТП передовых учителей нашего района. Новые методические разработки, которые применяю на уроках НВиТП и на внеклассных мероприятиях, я беру из публикаций казахстанского журнала «Начальная военная подготовка», методических пособий и материалов, помещённых в интернете. Во всех формах и методах обучения, которые я применяю на уроках, большое место уделяется профориентационной работе. Она необходима не только на уроках НВиТП, но и во внеурочное время на внеклассных мероприятиях.

Тема по самообразованию, над которой я работаю и применяю — «Формирование сознательного отношения к воинской службе через профориентацию учащихся».

В качестве общей целевой установки военно-патриотического воспитания выступает идеал современного защитника Отечества, обладающий следующими качествами:

1. Морально-нравственные качества: ответственность за судьбу страны, готовность к её защите, активная жизненная позиция, верность воинскому долгу, ненависть ко всем формам агрессии.
2. Психологические качества: хорошая память, находчивость, внимание, изобретательность, сообразительность, ответственность и творческий подход к порученному делу, высокая дисциплинированность, инициативность.
3. Боевые качества: хорошее знание военного дела, овладение способами выполнения боевых задач.
4. Физические качества: сила, быстрота, ловкость, выносливость.

1. Летние военно-полевые сборы.

Этот раздел включает в себя подготовку юношей к прохождению военно-полевых сборов. Здесь я требую от юношей выполнения нормативов по физической, строевой, огневой и тактической подготовке.

2. Профориентационная работа

По этому разделу оформлены стенды: «Офицер — профессия героическая»; «Вооружённые Силы на страже Родины»; папки, буклеты. В целях агитации для поступления в высшие военно-учебные заведения, проводятся встречи со служащими районного отдела по делам обороны и офицерами, проходящими службу в ВС РК, курсантами военных учебных заведений.

Результаты и перспективы

Используя всё это комплексно, я добиваюсь хороших результатов, у учащихся это вызывает живой интерес, а всё новое осваивается значительно быстрее. На ежегодных сборах учащиеся 11 класса получают много грамот за свои достижения. Выпускники нашей школы успешно обучаются в ПВВИ ВВ МВД РК г Петропавловск, Военном институте Сухопутных войск ВС РК им Сагадата Нурмагамбетова г Алматы, и т.д. Служат в рядах ВС РК. Так в январе 2024 года наши выпускники- курсанты 2-го курса Тлеуп Айдар и 1 курса Бекежанов Нуржан выступили с агитационно- разъяснительной беседой перед учащимися 9- 11 классов.

Повышение осознанного выбора военной профессии среди выпускников. Укрепление патриотического сознания молодежи. Снижение уровня уклонения от службы в армии. Расширение сети военно-учебных заведений и программ допризывной подготовки.

Таким образом, профориентация в сфере военной службы играет важную роль в воспитании молодежи Казахстана, способствуя формированию ответственных граждан и будущих защитников   страны.

Заключение

Быть защитником Родины- всегда и во все времена было священным долгом и почётной обязанностью самой мужественной и сильной половины человечества.

Очень важно, чтобы военный руководитель постоянно помнил о своём влиянии на коллектив старшеклассников, заботился об укреплении своего авторитета. Опыт начальной военной и технологической подготовки и военно- патриотического воспитания свидетельствует, что авторитетом у ребят пользуется военрук, который предъявляет к учащимся высокие требования как к гражданам и будущим воинам, сам в полной мере соответствует этим требованиям.

Источник дополнительной информации