Гринвальд С.В. Исследовательский проект по методической теме «Игра как средство общение дошкольников» в  младшей группе

Характеристика группы.

Общее количество детей: 10

Из них:

Мальчиков: 6

Девочек: 4

Возраст детей 2года

Работа младшей группы осуществлялась исходя из основных годовых задач и в соответствии с годовым планом работы мини-центра «Гулдер-ай». На протяжении года мы работали в соответствии с рабочей программой по развитию детей младшей группы, разработанной на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»  с учётом содержания и требований Образовательной Программы ДОУ.

В течение всего времени дети развивались согласно возрасту, в нормальном темпе изучали программный материал и показывали позитивную динамику по всем направлениям развития. Дети, находясь в нашей группе, активно познают окружающий мир, исследуют его, экспериментируя, манипулируют с его предметным содержанием. Познают мир по принципу: что вижу, с тем действую, то и познаю.

Атмосфера в коллективе доброжелательная и позитивная. Между воспитателями и детьми партнерские отношения. Совместная деятельность осуществлялась в ходе режимных моментов и была направлена на решение образовательных задач. Старались достичь, дисциплины действуя в рамках не формальным авторитетом взрослого человека, а через создание целой системы интересов, в том числе и через выбор интересной и значимой для ребёнка тематики образовательного процесса. Уровень конфликтности в группе низкий. Но иногда возникают проблемы с поведением у нескольких детей (Руслан, Адиль,Варвара). Старались создать условия для формирования способности у детей управлять своими действиями на основе первичных ценностных представлений, соблюдая элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Учим своих детей без специального напоминания выполнять простые ранее усвоенные правила поведения и обращения с предметами. Замечать нарушение правил поведения другими детьми. Старались научить ребят действовать совместно.

Текущая образовательная деятельность в группе осуществляется по следующим образовательным областям: физическое развитие, познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие.

Поставленные цели достигнуты в процессе осуществления разнообразных видов деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно – исследовательской, продуктивной, музыкально – художественной и чтения.

К началу учебного года была подготовлена развивающая среда, которая была разделена на центры по принципу гибкого зонирования. Размещение оборудования организовано таким образом, что позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, разными видами деятельности, не мешая друг другу.

В течение всего учебного года создавались условия для укрепления и сохранения здоровья детей. У детей воспитывали интерес к физическим упражнениям, подвижным играм. Ежедневно проводилась и проводится утренняя гимнастика, дыхательные упражнения, физкультминутки, хождение босиком по полу, массажным дорожкам, умывание теплой водой, подвижные игры и упражнения в течение дня, занятия по физической культуре. Обеспечивается охрана жизни и укрепление здоровья детей в систематически организованной двигательной активности, где удовлетворяются потребности детей в движении.

Занятия по физкультуре: проводились 2 раза в неделю в помещении мини-центра и один раз на улице. В результате проделанной работы дети научились ходить и бегать не наталкиваясь друг на друга; прыгать на двух ногах – на месте и с продвижением вперед; бегать, бросать и катать мяч; ползать на четвереньках, сохранять равновесие при ходьбе и беге по ограниченной плоскости. Все дети с удовольствием выполняли физические упражнения и упражнения в индивидуальной работе по развитию и закреплению основных движений.

В течение года детям прививались культурно – гигиенические навыки. Все дети научились и умеют самостоятельно мыть руки перед едой; вытирать лицо и руки личным полотенцем; знают, где находится их личное полотенце. Практически у всех сформированы элементарные навыки поведения за столом: правильное пользование столовыми приборами, салфеткой; не крошить хлеб, не разговаривать с полным ртом. Проходило обучение детей порядку одевания и раздевания в определенном порядке: аккуратно складывать снятую одежду, правильно надевать одежду и обувь. Почти все дети могут полностью раздеться и одеться без помощи взрослого. Трудности возникают при расстегивании пуговиц, застегивания сандалий. С такими детьми проводилась работа индивидуально.

Работа по окружающему миру осуществлялась систематически и последовательно: мы знакомили детей с предметами ближайшего окружения, с явлениями общественной жизни, с трудом взрослых. В результате все дети различают и называют игрушки, предметы мебели, одежды, посуды, овощи и фрукты. Учили различать и называть диких животных. Знакомили детей с отличительными особенностями животных, птиц, рыб.

Наблюдали за красотой природных явлений (листопадом, снегопадом, цветущими цветами и т. д., деревьями).  Дети знают ель, берёзку, рябину. Формировали бережное отношение к окружающей природе. Предлагали для рассматривания картинки, игрушки, предметы; приучали слушать и слышать рассказ воспитателя; уметь ответить на заданный вопрос, поделиться информацией. Большинство детей умеют различать предметы по величине и форме; различают понятия много – мало, «много» и «один». Знают и называют основные цвета. Также мы уделяли большое внимание нравственному воспитанию. Воспитывали бережное и доброе отношение к взрослым. Приучали детей общаться спокойно, без крика. Учили детей здороваться и прощаться; излагать собственные просьбы спокойно, употребляя слова «спасибо»«пожалуйста». Приучали детей не перебивать того, кто говорит. Воспитывали отрицательное отношение к грубости и жадности.

К концу года почти все дети здороваются и прощаются без напоминания взрослого; благодарят за помощь; соблюдают элементарные правила поведения в групповой и умывальной комнате.

Учили ориентироваться в расположении частей своего тела (голова, ноги, правая/левая рука и др.) , мы учили детей различать геометрические фигуры, обследовать формы фигур.

К концу года дети умеют группировать предметы по цвету, форме. Различать круг и квадрат.

По трудовому воспитанию также велась работа в течение года. Формировали у детей умение не только самостоятельно обслуживать себя, но и приучали поддерживать порядок в игровой комнате, на участке д/сада, на веранде привлекали к выполнению простейших трудовых действий. Дети активно помогают в уборке игрушек после игры, знают место каждой игрушки. Будем стараться и дальше развивать трудовые навыки у детей.

Во время чтения художественной литературы приучали детей слушать потешки, сказки, стихи, песенки; предоставляли детям возможность договаривать слова, фразы при чтении воспитателем знакомых произведений; читать наизусть потешки и небольшие стихотворения.

Одна из важных задач изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация) – научить детей оценивать свои работы и работы сверстников. Мы знакомили детей с карандашами, кистью, гуашью, пластилином ; учили различать основные цвета красок; учили ритмичному нанесению линий, штрихов, пятен, мазков.

К концу года дети умеют называть материалы, которыми можно рисовать; изображать отдельные предметы, правильно пользоваться карандашами, фломастерами, кистью и красками. Некоторые дети не могут правильно держать карандаш, с ними будем проводить индивидуальную работу летом. (Алена, Варя)

С большим удовольствием дети лепят из пластилина. Мы учили раскатывать палочки, комочки прямыми и круговыми движениями, сплющивать шар, сминая его ладонями обеих рук.

К концу года дети умеют отделять от большого куска пластилина небольшие комочки, раскатывать их прямыми и круговыми движениями ладоней; лепить различные предметы.

Приобщали детей к искусству аппликации, формировали интерес к этому виду деятельности. Учили детей наклеивать изображение на бумагу, аккуратно пользоваться клеем.

К концу года дети умеют создавать изображения предметов из готовых фигур; украшать заготовки из бумаги разной формы; аккуратно использовать материалы.

Нравятся детям игры с настольным и напольным строительным материалом. Мы учили детей конструировать элементарные постройки по образцу и самостоятельно. Строить разнообразные постройки и обыгрывать их, убирать строительный материал после игры на место.

Два раза в неделю проводились музыкальные занятия. Дети разучивали много песен, научились петь хором; выполнять простые танцевальные движения. В группе в течение года мы разучивали детские песни, танцевали под музыку, слушали музыку

На протяжении всего года развивали интерес к различным видам игр: сюжетно – ролевым: «Магазин»«Больница»«Семья»«Салон красоты» и др. дидактическим, подвижным.

Ежедневно во всех видах деятельности проводилась та или иная игра.

Развивали у детей желание играть вместе с воспитателем, выполнять несложные движения, знакомили с правилами игр. Детям очень нравится исполнять роль ведущего, передавать простейшие действия сказочных персонажей (попрыгать как зайчики, ходить, как лисичка, медведь и т. д.). В ходе подвижных игр совершенствовали основные движения (ходьба, бег, бросание, катание).

Большое значение в младшей группе продолжают, имеют дидактические игры, так как они развивают сенсорные способности детей, поэтому,  мы разных режимных моментах и во время образовательной деятельности использовали много дидактических игр и упражнений на закрепление знаний о величине и форме, цвете предметов (собирали пирамидку, матрешку, мозаику, д/и «Спрячь мышку», Проводили с детьми дидактические игры на развитие внимания и памяти («Чего не стало?»«Что изменилось?»); слуховой дифференциации («Что звучит?»«Чей голосок?»);  тактильных ощущений, температурных и весовых различий («Чудесный мешочек»«Теплый – холодный»«Тактильная подушка»); на развитие мелкой моторики рук (выложи из косточек», игра «Сделай бусы сам»«Игра с прищепками»). Все эти игры были направлены на то, чтобы создать у детей бодрое, радостное настроение, желание спокойно и самостоятельно играть; развивать сенсорные способности детей, их речевое общение с взрослыми и сверстниками, умение играть вместе без конфликтов.

Родители воспитанников приняли участие в творческих конкурсах ДОУ: «Дары Осени»«Варежка на елку». В течение года проведено 3 собрания:

«Возрастные особенности детей. Формирование навыков самообслуживание в жизни ребенка» ; «Кризис трех лет»«Поощрения и наказания ребенка в семье».

Неоднократно привлекали родителей для оказания помощи в наведении порядка на территории детской площадки, родители наших воспитанников откликались с удовольствием на наши просьбы, интересовались успехами детей в НОД. Давалось родителям домашнее задание по закреплению дома с детьми пройденного материала.

В течение всего года для родителей в приёмной комнате размещали различные тематические папки — передвижки, консультации, объявления, оформляли фото-стенды на праздники в группе.

В течение учебного года провели праздники:

«Новоселье» «Новый год» «8 марта», «Путешествие в весенний лес» и другие.

Приняла участие  по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через приобщение к культурно-историческим ценностям» с выступлением на тему «Патриотическое воспитание дошкольников  в рамках требований ГОС ДО».

     В течение года были проведены два открытых занятия по патриотическому воспитанию «Знакомство с  – матрешкой» и по познавательному развитию «Знакомство с глиной».

Вывод:

Анализ выполнения требований к содержанию и методам воспитания и обучения, а также анализ усвоения детьми программного материала показывают стабильность и позитивную динамику по всем направлениям развития.

Положительное влияние на этот позитивный процесс оказывает: тесное сотрудничество в работе специалистов, руководителей, родителей. Использование приемов развивающего обучения, индивидуального подхода к детям.

Знания и навыки, полученные на занятиях необходимо систематически закреплять и продолжать применять в разных видах деятельности детей. Использовать дидактические игры, позволяющие закрепить и развивать соответствующие знания, умения и навыки.

В следующем учебном году мы планируем:

1. Продолжать сохранять благоприятный эмоционально – психологический климат в группе;

2. Развивать детей во всех направлениях;

3. Поддерживать партнерские, доброжелательные отношения между педагогами, воспитанниками и родителями;

4. Оказывать помощь родителям в овладении психолого-педагогическими знаниями о развитии ребенка .

5. Продолжать работу по ведению здорового образа жизни среди детей и родителей.

6. Активно вовлекать родителей в проведении совместных проектов.

7. Активно участвовать в мероприятиях ДОУ и защищать своими выступлениями престиж мини-центра.

Источник дополнительной информации